Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
2. Естественнонаучная грамотность – способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
3. Математическая грамотность – способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
5. Креативное мышление.
6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
— критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
— осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
— вступать в открытое, уважительное и эффективное
взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.
ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ «Что нужно знать о функциональной грамотности»
Список учителей МБОУ «Воронокская СОШ», реализующих подготовку учащихся по вопросам функциональной грамотности:
направления
|
Ф.И.О.учителя | Информация о повышении квалификации по функциональной грамотности | |
Читательская грамотность |
|
Пашутко Ирина Борисовна |
Курсы «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» |
Математическая грамотность |
|
Лындо Александр Федосович |
Курсы с 02.07 2020 г. по 30.11.2020г. «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников ( в том числе в области формирования функциональной грамотности ) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» в объёме 112 часов |
Естественнонаучная грамотность |
|
|
|
Картолапова Людмила Владимировна |
Курсы «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» |
||
Финансовая грамотность |
|
Колядко Наталья Васильевна |
Курсы «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» |
Глобальные компетенции |
|
Лындо Людмила Алексеевна |
Курсы с 02.07 2020 г. по 30.11.2020г. «Совершенствование предметных и методических компетенций педагогических работников ( в том числе в области формирования функциональной грамотности ) в рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» в объёме 112 часов |
Креативное мышление |
|
Камакина Марина Александровна |
Курсы «Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся» |
Результаты диагностической работы в 8-9 классах
17 марта 2022 года учащиеся 9 класса приняли участие в региональном мониторинге по функциональной грамотности
9 февраля в МБОУ «Воронокская СОШ» прошёл муниципальный методический семинар «Формирование глобальных компетенций». Как не допустить загрязнения окружающей среды, какова цена капельки воды, какое значение имеет семья в жизни человека обсудили обучающиеся на открытых занятиях, прошедших в школе в этот день.
Электронные банки заданий для оценки функциональной грамотности
http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/
https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti
Методические материалы
Формирование глобальных компетенций у обучающихся
Видеоматериалы: