Программа по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ среди несовершеннолетних

СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ: 2018-2020гг.

Обсуждена и принята на заседании педсовета протокол №2 от 02.11.2017г.

 Обоснование и актуальность программы

Современная школа оказывает систематизированное и последовательное влияние на формирование личности человека. В процессе воспитания происходит передача культурных и нравственных ценностей, накопленных человечеством за многотысячную историю, а также закладываются основы мировоззрения растущего человека, происходит его социализация. Решая, как воспитывать подрастающее поколение, общество одновременно решает, каким оно будет завтра. Это возлагает на педагогических работников большую ответственность. Особенно мы осознаём такую ответственность, когда говорим о воспитании у подрастающего поколения потребности вести здоровый образ жизни, получать высокий уровень образования и искать своё место в будущем.

Ежегодный мониторинг и анализ социального состава семей учащихся нашей школы позволяет утверждать, что только 7,2% родителей школьников имеют высшее образование, 21,5% имеют среднее профессиональное образование, со средним образованием 56,8%, без образования 14,5%. Учитывая это, можно предположить, что дома со стороны родителей нет  настроя на получение качественного образования для достижения достойного материального и духовного уровня жизни в будущем. Также наблюдается тенденция роста количества детей, которые воспитываются в неполных семьях. Рост количества малообеспеченных семей (87,5%), безработных родителей (35,3%) говорит о низком уровне жизни. Принимая выше перечисленные факты во внимание, школа старается максимально привлечь родительскую общественность к реализации данной профилактической программы, как заинтересованную в получении положительных результатов воспитания, так и родителей, которые не на должном уровне занимаются воспитанием детей.

Несмотря на намеченные положительные тенденции в развитии общества, мы понимаем, что живем в сложный переходный период нашего государства, и именно молодое поколение находится в очень трудной социально-психологической ситуации. В значительной мере разрушены прежние устаревшие стереотипы поведения, нормативные и ценностные ориентации. Молодые люди утрачивают смысл происходящего и зачастую не имеют определённых жизненных навыков, которые позволили бы сохранить свою индивидуальность и сформировать здоровый эффективный жизненный стиль. Особенно дети и подростки, находясь под воздействием хронических, непрерывно возрастающих интенсивных стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от возможных негативных последствий. Это способствует поиску средств, помогающих уходить от тягостных переживаний. В данной ситуации на первое место вышла наркотизация подростков, позволяющая спрятаться от действительности, различные виды злоупотреблений психоактивными веществами и алкоголем, повышение количества правонарушений, вследствие безнадзорности детей. Анализ предыдущего периода работы школы выявил, что в «группу риска» попадают учащиеся из-за дисгармоничных отношений в некоторых семьях, соматических заболеваний детей, неблагополучных ситуаций в коллективе сверстников, вследствие возрастных психо-эмоциональных особенностей школьников. В реализации данной программы ученик является не только объектом педагогического и профилактического воздействия, но и ее активным участником.

Приоритет в области профилактики безнадзорности, преступности и употреблении ПАВ принадлежит семье и образовательным учреждениям разного уровня, что подтверждено законом РФ «Об образовании в РФ», постановлениями  и программами правительства РФ, Семейным кодексом РФ.

Перед образовательными учреждениями стоит множество целей и задач, связанных с организацией и совершенствованием воспитательного процесса в современном мегаполисе.

Принимая во внимание вышеизложенное и то, что ребенок, в виду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и защите, мы свою педагогическую работу направляем на:

  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся, повышение качества их жизни;
  • формирование потребности вести здоровый образ жизни;
  • воспитание нравственных качеств личности, влияющих на формирование активной гражданской позиции;
  • выявление особенностей личности учащихся для дальнейшего развития и поиска своего места в жизни;
  • ознакомление учащихся с основами правовой системы РФ по мере их взросления, защита прав и свобод несовершеннолетних граждан в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, Семейным кодексом РФ и другими законами и постановлениями Российской Федерации.

Под профилактикой подразумевают научно обоснованные и своевременно предпринимаемые действия, направленные на предотвращение физических и социокультурных коллизий  у отдельных индивидов группы риска, сохранение, поддержание и защиту нормального уровня жизни и здоровья людей. Поэтому программа составлена на следующих научных и методологических  принципах реализации:

  • Дифференцированность: учёт возрастных особенностей и специфики работы с детьми группы риска.
  • Аксиологичность: формирование у детей и подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку и т.д., которые являются регуляторами их поведения, что является одним из основных морально-эстетических барьеров формирования асоциальных форм поведения.
  • Многоаспектность: сочетание различных направлений целевой профилактической работы, где ведущими аспектами такой деятельности являются образовательный, воспитательный, социальный, психологический.
  • Последовательность (этапность).
  • Преемственность.
  • Законность: первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребёнка в области безопасности, здоровья и законодательства.
  • Партнерство: консолидация возможностей социальных групп, общественных и межведомственных организаций.
  • Целостность: единство стратегии скоординированного развития всех частей программы, что может быть достигнуто на основе баланса интересов участников программы.
  • Саморазвитие: уровень самодостаточности программы, наличие внутренних источников совершенствования, способных адаптировать ее к изменениям в обществе.

Профилактическая программа школы включает основных ее участников и включает следующие разделы:

— работа с учащимися;

— взаимодействие с родительской общественностью;

— работа с педагогами школы;

— сотрудничество с межведомственными и общественными организациями.

Для достижения положительного результата действия программы педколлектив использует следующие технологии: личностно-ориентированные, групповые, коллективные, коррекционные, интегративные, интерактивные.

Данные технологии реализуются в  диспутах, лекциях, семинарах, тренингах круглых столах, педсоветах конференциях, экскурсиях, играх, конкурсах, олимпиадах, беседах, коллективных творческих дел, соревнованиях и других форма работы.

Реализация выше изложенных целей, задач и принципов предполагает достижения следующих результатов:

—  создание системы профилактической работы в школе;

— разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы;

— повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся;

— повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива;

— снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде;

— уменьшение числа «трудных подростков» в школе;

— активное и результативное участие школьников в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях;

— формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков;

— создание здоровой и безопасной среды в школе.

Школа имеет хорошую материально-техническую базу, кадрово-профессиональный состав и глубокие традиции, передающиеся от одного поколения учеников и учителей к другому, опыт сотрудничества с общественными и межведомственными организациями, что создает благоприятные условия для успешного выполнения программы.

Цель программы: создание условий для предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и употребления ПАВ среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому.

Задачи программы:

  1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, безнадзорности, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
  2. Развивать физические качества и обеспечивать основной уровень физической подготовки детей в образовательном учреждении.
  3. Формировать морально-волевые качества школьников, отрицательное отношение к «первой пробе» ПАВ.
  4. Разработать эффективные механизмы совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, ученического соуправления и педагогического коллектива. 5.
  5. Создать благоприятный психо-эмоциональный климат в школьном сообществе для творческого эффективного взаимодействия коллективов, составляющих потенциал школы, для доверительного общения, восприятия информации о негативном влиянии ПАВ на организм человека.
  6. Научить учащихся делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
  7. Оказать педагогам и родителям помощь в приобретении специальных знаний и навыков, а также давать социальную и психологическую поддержку семьям.
  8. Обучать детей  эффективным методам поведения в нестандартной ситуации, формировать стрессоустойчивую личность, способную строить свою жизнь в соответствии с нравственными принципами общества.
  9. Способствовать раскрытию потенциала личности ребёнка через научно-методическую, воспитательную, профориентационную работу школы.
  10. Обеспечивать законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.

Ожидаемые конечные результаты программы:

  • Создание системы профилактической работы в школе.
  • Разработка эффективных механизмов совместной деятельности участников воспитательной системы школы: родительской общественности, педагогического коллектива, ученического соуправления.
  • Повышение психолого-педагогической грамотности родителей учащихся школы.
  • Повышение медико-психологической компетентности педагогического коллектива школы.
  • Снижение факторов риска потребления ПАВ в детско-подростковой среде.
  • Уменьшение числа «трудных» подростков в школе.
  • Активное и результативное участие учащихся школы в различных конкурсах, олимпиадах, соревнованиях.
  • Формирование здорового жизненного стиля и эффективных линий поведения у детей и подростков.
  • Создание здоровой и безопасной среды в школе.

Система организации контроля за исполнением программы. Участники воспитательной системы предоставляют отчёты по итогам работы за год администрации школы: итоговый отчёт о работе школьного соуправления составляется вожатой и предоставляется зам. директора по ВР; отчет классных руководителей  о работе по данной проблеме сдаётся зам. директора по ВР; отчёт деятельности родительской общественности составляет зам. директора по ВР, отчёт о расходе внебюджетных средств предоставляется родительскому комитету школы по итогам проведённого мероприятия. Итоговый отчёт и анализ годовой работы составляются социальным педагогом и зам. директора по ВР, он предоставляется директору школы и специалистам отдела образования в отчётные сроки.

Содержание программы

Ключевые компоненты Формы работы Сроки Ответственные
1.      Изучение и диагностическая работа с учащимися и их семьями.
1.Целенаправленная работа по диагностике детей, поступающих в школу. Изучение документов, личных дел, беседы с родителями и детьми. апрель-июнь, сентябрь-октябрь Зам. директора по ВР, соц. педагог, классный руководитель.
2. Изучение детей и составление социального паспорта семьи с целью пролонгированной работы. Сбор материалов, выявление первоочередных задач воспитания и обучения, наблюдение, тестирование. август-ноябрь Классные руководители, психолог, соц. педагог, родители.
3.Адаптация школьников 1,5, 10-х классов. Индивидуальные беседы со школьниками, их родителями, приобщение  учащихся к творческим делам класса, запись в кружки и секции,  формирование детского коллектива, проведение педсоветов. сентябрь-декабрь Зам. директора по УВР и ВР, кл. руководители, учителя.
4. Изучение личности каждого ребенка и выявление среди них учащихся, требующих особого внимания педагогического коллектива школы. Коллективные школьные и классные мероприятия, родительские собрания, родительские дни, малые педсоветы. в течение учебного года Классные руководители и учителя, зам. директора по ВР, социальный педагог, вожатая.
5.Установление неуспешности детей в различных видах деятельности. Тестирование, анкетирование, наблюдения, беседы. в течение учебного года Классные руководители, социальный педагог, учителя.
2. Профилактическая работа со школьниками.
1. Коррекционная работа с детьми «группы риска». Организация свободного времени, отдыха в каникулы, специальные формы поощрения и наказания, раскрытие потенциала личности ребенка в ходе  бесед, тренингов, участия в КТД. в течение учебного года Социальный педагог, вожатая, классные руководители, руководители кружков и секций.
2.Работа по формированию потребности вести здоровый образ жизни. Классные часы, лекции, спортивные секции и соревнования,  экскурсии, проведение дней Здоровья, организация активного общественно-полезного зимнего и летнего отдыха. в течение учебного года Зам. директора по ВР, вожатая, классные руководители, учителя.
3.Профориетационная работа со школьниками с целью поиска своего места в жизни и смысла жизни. Работа дискуссионного клуба, круглые столы, проектная деятельность, научные кружки, конференции, предметные олимпиады, интеллектуальные марафоны, конкурсы, презентации, встречи с интересными людьми. в течение учебного года Зам. директора по УВР, учителя, классные руководители.
4. Правовое воспитание учащихся. Классные часы, лекции, беседы с представителями межведомственных и общественных организаций, конференции, уроки обществоведения, месячники правовых знаний. в течение учебного года Учителя обществознания и ОБЖ, участковый инспектор, инспектор ОПДН.
5. Просветительская работа среди учащихся о негативном влиянии ПАВ, табакокурения на организм человека. Лекции, беседы в малых группах  и индивидуальные. в течение учебного года Учителя биологии, химии, ОБЖ, врачи
3. Медико-психологическое и правовое просвещение классных руководителей и     учителей-предметников.
Учебно-просветительская работа среди учителей, классных руководителей в области негативного влияния ПАВ, табакокурения на организм человека, психологической и правовой помощи подростку. Лектории, семинары, малые педсоветы. в течение учебного года Администрация школы при сотрудничестве с межведомственными государственными и общественными организациями.
4. Работа с родительской общественностью.
1.Выявление семей, нуждающихся в психологической и социальной поддержке. Анкетирование, тестирование, наблюдение, родительские дни, беседы. в течение учебного года Зам. директора по ВР,  социальный педагог, школьный родительский комитет.
2. Учебно-просветительская деятельность среди родителей. Лекции, семинары, родительские собрания, беседы. в течение учебного года Межведомственные и общественные организации, социальный педагог, психолог, зам. директора по ВР.
5. Подведение итогов.
Подведение итогов профилактической работы всего педагогического коллектива, рассмотрение предложений, рекомендаций по данной проблеме. Круглый стол, конференция, семинар, педсовет. апрель-май Администрация школы, психолог, социальный педагог.

 

Органы и учреждения системы профилактики безнадзорности, беспризорности, правонарушений и употребления ПАВ

  1. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав
  2. Органы управления социальной защиты населения
  3. Органы управления образованием
  4. Органы опеки и попечительства
  5. Органы по делам молодёжи
  6. Органы управления здравоохранением
  7. Органы службы занятости
  8. Органы внутренних дел

Основные направления деятельности школы по профилактике безнадзорности, правонарушений и употребления ПАВ

 Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи

  1. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи.
  2. Учёт несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих без уважительных причин занятия.
  3. Организация летнего отдыха, досуга и занятости несовершеннолетних.
  4. Организация системы дополнительного образования
  5. Осуществление мер по реализации программ, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.

 Система работы школы по профилактике правонарушений

Профилактическая работа:

  1. Лекции, беседы
  2. Классные часы
  3. Школьные праздники
  4. Совместная работа с инспектором ОПДН

Организация досуговой деятельности:

  1. Спортивные секции и кружки
  2. Экскурсии
  3. Тематические вечера
  4. Работа ДОО «Юные Граждане России»

Работа с родителями:

  1. Туристическая деятельность
  2. Посещение на дому
  3. Родительские собрания
  4. Родительский всеобуч
  5. Организация правового всеобуча
  6. Участие родителей в школьных мероприятиях

Правовой всеобуч

  1. Встречи с юристом
  2. Изучение Конвенции ООН о правах ребёнка
  3. Выполнение прав и обязанностей учащихся
  4. Беседы с инспектором ОПДН

Каникулы:

  1. Работа кружков и спортивных секций
  2. Вечера отдыха
  3. Трудовая деятельность
  4. Спортивные соревнования
  5. Организация труда, отдыха и занятости учащихся

Социально-психологическая служба

  1. Психолого-педагогические консультации
  2. Помощь учителю в работе с детьми и родителями
  3. Курс лекций для родителей
  4. Тренинг с «трудными» подростками

Система педагогического воздействия на детей «группы риска»

  1. Руководители кружков и спортивных секций
  2. Классный руководитель
  3. Классный коллектив
  4. Служба занятости
  5. ОПДН
  6. Служба доверия
  7. Семья, родители
  8. Администрация школы
  9. Социальный педагог
  10. Родительский комитет
  11. Администрация села
  12. Участковый инспектор

Комплексный план мероприятий по снижению правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Воронокская СОШ»

Comments are closed.